четверг, 4 сентября 2014 г.

Германия глазами иностранцев. Часть 2

Это вторая часть интервью с моими одногруппниками по курсам немецкого языка. Первую часть читайте здесь. Сегодня вы узнаете еще 4 взгляда на Германию. С одним участником поговорили и о России. А в конце поста найдете мои собственные ответы на вопросы о Германии. Итак, знакомьтесь!

Oscar Vicente Garcia, на вид около 30 лет (не захотел называть свой возраст), приехал из Испании, одинок, по профессии социальный работник, хобби - фотография, в настоящее время не работает, в Мюнхене 5 месяцев

1. Почему ты приехал в Германию?

Я хочу найти работу по своей специальности в Германии. В Испании очень трудно найти работу.

-А почему именно Германия, а не другая европейская страна, или США например?

Мне не нравятся США, и я не люблю английский язык, поэтому Великобритания тоже отпадает. Германия - самая сильная, экономичски развитая европейская страна, поэтому я выбрал ее.

2. Что тебя удивило в Германии?

Здесь широкие улицы и много красивых девушек (улыбается).

3. Что тебе нравится в Германии?

Здесь много музеев, выставок, очень много парков. Здесь есть куда сходить для обогащения и души, и тела. Красивая природа, Альпы. Еще мне нравится архитектура в Германии.

4. Что тебе не нравится в Германии?

На улицах Мюнхена слишком много строящихся домов, строительных или ремонтных площадок, которые загромождают проход и создают много шума. В барах и кафе также очень шумно, это мешает общаться с людьми. И, конечно, мне не нравится погода. Где солнце? Мне необходимо солнце, но здесь каждый день моросит дождь.

5. Какие стереотипы о Германии и немцах бытуют на твоей родине? Какие из них подтвердились, а какие нет?

Первый стереотип - все немцы серьезные. Это неправда. Немцы тоже могут шутить и веселиться.

Второй стереотип - немцы вежливые. Это тоже неправда. Немцы - приветливые, но не вежливые. В моей стране считается невежливым не уступать пожилым людям или беременным женщинам место в общественном транспорте, а здесь - это норма.

6. Планируешь ли ты остаться здесь жить?

Если я найду здесь хорошую работу, то почему бы и нет. Я приехал сюда именно за этим. Если я найду работу в Испании, я вернусь туда.

7.В Испании много людей среди твоего окружения, которые стремятся уехать за границу, хотят эмигрировать?

Да, многие хотят уехать из Испании. Большинство людей стремятся уехать в Великобританию, однако в Мюнхене тоже очень много испанцев. В Испании остро стоит проблема трудоустройства. К примеру, в Германии нехватка медицинского персонала, медсестер, а в Испании их предостаточно, но нет работы, поэтому люди едут сюда. Конечно, немецкий язык и культурные отличия являются существенным препятствием, но несмотря на это, я думаю еще много моих соотечественников в ближайшие годы приедут жить в Германию. На самом деле никто не хочет покидать свою страну, но жизнь заставляет это делать. Это очень печально.


Sol Molinet, 33 года, замужем, приехала из Аргентины, по профессии врач, в Мюнхене 2 месяца

1. Почему ты приехала в Германию?

Мой муж работает здесь индустриальным архитектором, я не могла оставаться одна в Аргентине.

2. Что тебя удивило в Германии?

Меня удивило особое отношение людей к окружающей среде, к экологии. А сам Мюнхен порадовал меня тем, что здесь все говорят по-английски. До этого я бывала в Берлине, там, на мой взгляд, проблема с английским языком у горожан. Либо они не разговаривают на нем из принципа.

3. Что тебе нравится в Германии?

Германия - современная, сильная, экономически развитая страна, с хорошими возможностями для жизни, с хорошей экологией и порядком. Вот что не может не нравиться.

4. Что тебе не нравится в Германии?

Мне не нравится вкус здешнего мяса. Точнее, отсутствие вкуса как такового. В Аргентине мясо вкуснее.

5. Какие стереотипы о Германии и немцах бытуют на твоей родине? Какие из них подтвердились, а какие нет?

Есть стереотип, что немцы безоговорочно следуют правилам. На мой взгляд, так и есть. Они всегда следуют правилам, что, конечно, хорошо. Но если вдруг ситуация нестандартная, требующая отклонения от правил, принятия самостоятельного решения, то немцы здесь потеряются.

6. Планируешь ли ты остаться здесь жить?

Пока я не знаю. Я здесь всего 2 месяца. В Аргентине много проблем с экономикой и социальной сферой. В этом плане Германия подходящая для жизни страна. Конечно, погода здесь ужасная, но всегда приходится чем-то жертвовать. Сейчас я в первую очередь должна выучить немецкий язык и найти работу по специальности. Хочу попробовать обустроиться здесь, а в Аргентину вернуться всегда успею.


Sumit Grewal, 24 года, приехал из Индии, одинокий, учится в университете, в Германии 8 месяцев

1. Почему ты приехал учиться именно в Германию?

Здесь уже 7 лет живет мой дядя, к тому же Германия - страна с развитой экономикой, подходящее место для получения образования в сфере бизнеса.

2. Что тебя удивило в Германии?

Здесь я впервые в своей жизни увидел снег. Здесь чистый воздух и нет пробок на дорогах. Немцы очень любят футбол, буквально поклоняются ему. В Индии точно также относятся к игре в крикет. Это наш национальный спорт.

3. Что тебе нравится в Германии?

Мне нравится здешнее лето. В Индии лето очень жаркое, температура порой достигает 50 градусов, а в Германии я провел первое комфортное лето в своей жизни. Еще мне нравится, что здесь любят лошадей и достаточно хорошо развит конный спорт. В Индии я профессионально занимался конным спортом, поэтому для меня очень важно иметь возможность заниматься лошадьми и здесь, в Германии.

4. Что тебе не нравится в Германии?

Мне не очень нравятся люди. Они очень сдержанные и холодные. Еще мне не нравится, что можно открыто пить алкогольные напитки в общественных местах, в Индии это запрещено.

5. Какие стереотипы о Германии и немцах бытуют на твоей родине? Какие из них подтвердились, а какие нет?

Про Германию ничего не могу сказать. Люди не особо интересуются Германией в нашей стране, она слишком далеко от Индии. Зато могу сказать, что в Индии думают о России.

- Да!? Интересно было бы узнать. А я тебе расскажу, что об Индии знают в России.

Первое, и главное, - в России самые красивые девушки.

Второе, в России - сильнейшая оборонная промышленность и армия. Мы восхищаемся вашей армией. Индия заказывает много оружия у вас.

Россия - главный антагонист США. Индия поддерживает вас в этом.

- Очень инетересно и безусловно приятно слышать. Что касается нас, то все в России знают Болливуд, а во времена СССР все поголовно смотрели индийское кино в кинотеатрах. Сейчас не смотрят, но на кабельном телевидении есть отдельный канал, который всегда показывает индийский фильмы. Молодежь не просто смотрела фильмы, но еще и учила песни и танцы. Самая популярная песня "Джимми, Джимми, аджа - аджа!" Многие в России увлекаются индийской культурой, танцами, конечно же йогой. Я тоже в детстве любила индийские фильмы, мне нравились красивые сари индийских женщин, красные точки на их лбах. Нравились так, что однажды я нарисовала себе на лбу такую, а потом долго не могла отмыть. 

Забавно. Я не знал, что наша культура так хорошо вам изветсна.

- Теперь знаешь.

6. Планируешь ли ты остаться здесь жить?

Нет, не планирую. В Индии очень важны традиции, уважение к семье. Я должен вернуться в свою семью.

- А жениться ты обязательно должен на индианке?

Да, обязательно. Я сам так хочу. И мы с моей женой должны жить с моими родителями в одном доме. Таковы традиции. В Германии я хочу получить образование и поработать пару лет по профессии. А потом я вернусь в Индию.

7. В Индии много людей среди твоего окружения, которые стремятся уехать за границу, хотят эмигрировать?

Мое мнение по этому вопросу таково. В Индии много людей хотят уехать в Европу или США, но не навсегда, а только в поисках лучших возможностей для трудоустройства. Все они приблизительно лет через 10 возвращаются в Индию, имея опыт работы за рубежом и знание иностранного языка, что дает большие преимущества для работы в Индии. Все-таки наши культурные различия с европейским и американским миром слишком велики, поэтому совсем мало людей уезжают в другие страны навсегда.


Džemal Softič, 21 год, одинок, приехал из Боснии, в Германии 5 месяцев

1. Почему ты приехал в Германию?

Когда я закончил школу в Боснии, встал вопрос о том, куда идти учиться. Многие выпускники Боснии уезжают учиться в Турцию, и я в первую очередь подумал об этом варианте. Но в Мюнхене уже давно живет мой друг. Он предложил мне приехать сюда, сказал, что здесь гораздо больше возможностей для развития, чем в Турции. Родители также поддержали вариант с Мюнхеном, поэтому я приехал сюда.

2. Что тебя удивило в Германии? Что тебе здесь нравится и не очень?

Не могу выделить какие-то конкретные особенности, которые меня удивили. Я уже бывал здесь в качестве туриста, и когда ехал учиться в Мюнхен, знал, чего ожидать. Могу сказать только, что моя жизнь в Мюнхене очень отличается от жизни в Боснии. Здесь дни пролетают быстро мимо меня, один за одним, потому что они однообразны. В Боснии всегда было легко спонтанно собрать друзей и сходить куда-нибудь вместе. Здесь люди постоянно заняты, и, чтобы встретиться, нужно заранее и долго договариваться. Сейчас я сконцентрирован только на учебе. Мне нужно выучить немецкий язык до уровня B1, чтобы поступить в колледж. А после года учебы в коллежде я должен поступить в Университет.

- Я думаю, что это временный период в твоей жизни: адаптация, интеграция. В колледже и университете ты будешь в окружении людей, близких тебе по возрасту и интересам. Уверена, вы будете вместе проводить время и после занятий, и твоя жизнь не будет тебе казаться такой однообразной, как сейчас.

Да, конечно. Я тоже так думаю. Точнее, надеюсь на это.

Что еще могу сказать про Мюнхен? Жизнь здесь дороже, чем в Боснии. Сейчас мы пьем с тобой кофе по 3 евро, в Боснии на эти деньги я бы смог купить еще что-нибудь. Люди здесь закрытые, необщительные. Я не знаю своих соседей по дому, даже по лестничной клетке. Это странно. В Боснии в своем городе я знал всех соседей на своей улице, да и вообще почти весь город. Что касается погоды, то она такая же, как в Боснии. Только в Боснии еще бывает град размером с мяч для гольфа.

3. Какие стереотипы о Германии и немцах бытуют на твоей родине? Какие из них подтвердились, а какие нет?

Люди думают, что жизнь в Германии - рай на земле. Что здесь все очень хорошо, везде порядок, чистота. Думают, что если они сюда приедут, то сразу начнут жить хорошо. Да, они правы в том, что порядок здесь соблюдается и правительством, и самими гражданами. Но как и в любом месте на земле, чтобы хорошо жить, нужно хорошо работать. А в чужой стране найти хорошую работу сложнее, чем на родине, хотя бы потому, что нужно очень хорошо знать иностранный язык. Так что я считаю заблуждением, что жизнь в Германии лучше, чем в Боснии или еще где-то.

4. Планируешь ли ты остаться здесь жить?

Нет, я не хочу здесь жить. Я приехал только ради учебы. Когда я закончу университет, я обязательно вернусь домой.

5. Много людей в Боснии по твоим личным оценкам хотят эмигрировать?

Думаю, процентов 30 людей хотят уехать жить за границу. В основном в Германию, в Турцию и в Австрию, в Вену. Многие мои друзья, которые учились в Турции, остались там жить.


А теперь, как и обещала, мои ответы на вопросы. Почти в каждом своем посте я высказываю свое отношение к разным аспектам жизни в Германии, поэтому, скорее всего ничего нового я не напишу. Но зато соберу все мысли и впечатления в одном месте. Отвечая на все вопросы, я подразумеваю только Мюнхен. Другие земли и города Германии мне пока не знакомы.

Вера Спирина, 27 лет, замужем,по профессии IT-аналитик, приехала из России, в Мюнхене почти 6 месяцев.

1. Почему ты приехала в Германию?

Потому что у моего мужа появилась возможность работать в Мюнхенском офисе компании, в которой он работал в Москве. Мы этой возможностью воспользовались.

2. Что тебя удивило в Германии?

Здесь мало людей. По сравнению с Москвой и с Пензой, кстати, тоже, на улицах здесь встречаешь гораздо меньше людей. Конечно, в центре, на Мариенплац, к примеру, или на вокзале, всегда полно туристов, но стоит отъехать пару станций от центра как попадаешь практически в сельскую местность, если судить по числу встречных прохожих. Друзья обращали внимание на отсутствие людей на моих фотографиях Мюнхена. Для фото я специально выбирала моменты, когда рядом нет прохожих, но, признаться, сделать это было совсем несложно. Сравнение с Москвой здесь не совсем уместно, так как в Мюнхене живет около 1,5 млн. человек, а в Москве только по официальным данным свыше 12 млн. человек, но почему-то даже в 500-тысячной Пензе у меня никогда не возникало ощущение пустынных улиц, как здесь в Мюнхене.

Еще удивили объемы бумажной почты. С того дня, как мы зарегистрировались по месту проживания, стали получать письма из разных организаций. Сначала это были информационные брошюры для новых жителей города и страны, потом врякого рода подтверждения об оказании тех или иных услуг. В письмах мы получали: страховые карты, sim-карты, выписки из банка и прочее. Вся официальная переписка здесь ведется по почте.

3. Что тебе нравится в Германии?

Мне очень нравится уважительное отношение немцев к традициям и своей истории. Возможно, это свойственно только для баварцев, в таком случае я бы посоветовала другим землям брать пример с Баварии :) Мне нравится, что каждая баварская семья имеет дома народные костюмы: дирндль и ледерхозе, что по выходным на улицах города я встречаю целые семьи, одетые по-баварски. Мне нравится, что даже свадьбы они отмечают в этих костюмах и что в биргартенах, а особенно в Хофбройхаусе люди поют народные песни. А вчера вечером мы возвращались домой и встретили счастливого папу, который забирал своих дочек из садика, и они тоже были в крошечных дирндлах. Мне кажется, это очень важно - помнить и ценить свои традиции. Баварцы делают это так, что весь мир знает об Октоберфесте и все иностранцы закупают заранее костюмы, чтобы пощеголять хотя бы 2 недели в них на этом большом празднике пива. Даже сети масс-маркетов выпускают дирндли. На днях видела их в New-Yorker-е и, по-моему, в H&M тоже.

Еще мне нравится, как здесь работает рынок недвижимости. Я имею в виду аренду, а не покупку/продажу. Об этом я пока судить не могу. Конечно, плохо, что мы уже 3 месяца ищем квартиру и в который раз проигрываем в острой конкурентной борьбе другим желающим. Но по крайней мере, когда мы ее наконец найдем, я буду уверена в том, что меня не попросят освободить ее через полгода, потому что она вдруг понадобилась хозяину. Я имею гарантии, подкрепленные силой закона, а не просто бесполезным договором, который в России легко нарушается обеими сторонами сделки, чаще всего, конечно, наймодателем. И, друзья, вы бы видели эти квартиры! Мы еще не встречали ни одной квартиры, которая бы нам не понравилась по состоянию. В основном мы отсекали варианты из-за расположения дома или по другим причинам, но точно не потому, что квартира нам не понравилась. Я не хочу сейчас вдаваться в подробности, обязательно напишу отдельный пост про съем квартир в Мюнхене, когда мы найдем свою квартиру. Там я подробно все расскажу: что нравится, что не нравится, с какими трудностями столкнулись и так далее.

4. Что тебе не нравится в Германии?

Знаете, период очарования жизни за границей для меня никак не закончится. Я все жду, когда же, когда я начну по-волчьи выть от тоски по родине, когда меня начнут раздражать немцы и их порядки, правила и особенности, когда наступит этот обещанный многими эмигрантами период депрессии, но пока он не наступил. Есть вещи, которые мне не нравятся, но они не относятся к Германии напрямую. Это не Германия виновата, что я не могу видеться со своими родными и друзьями, это был мой выбор, поэтому нет смысла на это жаловаться. Ну а если все-таки хорошенько покопаться, то выяснится, что с самого начала мне, как и Стефани из Перу, чью историю я описала в предыдущем посте, не нравился график работы магазинов. Магазины не работают в воскресенье, а по будням после 20.00. Я написала "не нравился" в прошедшем времени, потому что я уже привыкла и не воспринимаю этот факт, как нечто ужасное, мешающее мне нормально жить. Такое расписание дисциплинирует и, кстати, препятствует лишним тратам.

5. Какие стереотипы о Германии и немцах бытуют на твоей родине? Какие из них подтвердились, а какие нет?

О, друзья мои! Это просто поле непаханное - стереотипы о Германии в России. Все немцы - пунктуальные, чистоплотные, строго блюдут порядок; немецкие женщины - некрасивые, в Германии одни геи, немецкий язык - самый некрасивый язык на свете. Что еще можете добавить? На самом деле, немалую часть стереотипов я уже подзабыла, потому что сама избавилась от них, читая многочисленные статьи и блоги про Германию.

6. Планируешь ли ты остаться здесь жить?

Не знаю. Все может быть. Сейчас я об этом не думаю. Возможно, через 3-5 лет мы захотим вернуться в Россию. Но сейчас я строю планы только на 3 года вперед. И все они связаны с Германией.

7. В России много людей среди твоего окружения, которые стремятся уехать за границу, хотят эмигрировать?

Среди моего близкого окружения - нет, немного. Но вообще много. Мы с мужем работаем в сфере IT, а это одна самых востребованных специальностей во всех развитых странах. Так что многие it-шники пользуются этим и уезжают за границу. Большинство - в США и Германию. Другие популярные направления: Канада, Австралия, Новая Зеландия. Есть люди, которые годами играют в лотерею грин-кард, мечтают скорее "свалить из этой Рашки". Но все-таки большинство людей не хотят уезжать за границу. В России, на мой взгляд, гораздо острее стоит проблема внутренней миграции населения в крупные города, в основном в Москву и Санкт-Петербург.

8. Если бы ты осталась жить в Германии, то смогла бы через 20 лет сказать, что ты немка?

Конечно нет. Я русская, независимо от того, где я живу. Для меня очень важно, чтобы мои дети говорили со мной на одном языке и чтобы этот язык был русский, чтобы они знали русскую культуру. Поэтому я, моя семья, мои дети всегда будем русскими.


2 комментария:

  1. Спасибо, очень интересно) По поводу депрессии - это у тех бывает, кто приехал без поддержки какой-либо, один-одинешенек, или кто стеснен в материальных средствах и т.д. и т.п. Короче, кто сюда приехал в поисках лучшей жизни, а её тут не так-то и просто найти. И начинается депрессия. А вообще у меня период скучания начался вот недавно совсем, после 1,5 года... Депрессии нет, конечно, но очень скучаю по Москве и по близким. И еще это начинается тогда, когда дела заканчиваются (курсы, практика и пр. виды деятельности). Так что главное все время себя чем-то занимать, развиваться)) Я вот сейчас учиться начала, так что точно не до депрессии будет)) Про детишек согласна, мне тоже очень важно привить им русскую культуру и чтобы не только говорили и читали по-русски, но еще и писали грамотно... А это сложно будет, наверно(

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Катя, да с детьми будет сложно, особенно тебе с мужем - немцем. От нас - мам, будет многое зависить.
      Поздравляю тебя с началом учебы! Успехов тебе и, конечно, дальнейшего трудоустройства.

      Удалить