Метро, наряду с аэропортом и вокзалом, одно из тех общественных мест города, с которыми турист знакомится в первую очередь. Метро может многое рассказать о городе и его жителях. Например, многие люди, в том числе и я, впервые оказавшись в московском метрополитене, отмечали повышенную степень хмурости в выражениях лиц пассажиров. Или, к примеру, обращали внимание на приятные голоса дикторов и потрясающе красивую архитектуру многих станций метро. Чем же может удивить русского туриста Мюнхенское метро? Я постаралась выделить 10 самых очевидных отличий метро Мюнхена от метро Москвы.
1. Велопарковка
Все станции метро, на которых мне довелось побывать, оснащены велопарковками. И, вероятно, на всех остальных станциях ситуация такая же. Наверное, повторюсь, если скажу, что для велосипедистов в Мюнхене создана идеальная инфраструктура. Подробнее об этом планирую рассказать в одном из следующих постов.
2. Лифты для малоподвижных групп людей
Как раз недавно читала в ЖЖ статью про то, как обстоят дела с лифтами для инвалидов в московском метро. Статья 2012 года, но, по-моему, в 2014 немногое изменилось. Лифтов очень мало и большинство из них транспортируют человека только в подземный переход, а на саму платформу инвалид должен каким-то волшебным образом попасть с помощью эскалатора. Мамочки с детскими колясками уже давно овладели этим искусством, но для инвалидов-колясочников нет никаких альтернатив, кроме специального оборудования.
В Мюнхене лифты есть везде. Конечно, метро здесь не такое глубокое, как в Москве, но в нем абсолютно все предусмотрено для передвижения инвалидов.
3. В метро нет кассиров и нет турникетов
Для покупки билетов оборудованы специальные автоматы с меню на нескольких языках.
В одном автомате можно купить билеты на любой вид транспорта: метро, автобус, трамвай.
Если расплачиваться не наличными, а кредитной картой, то цена билета будет дешевле.
В местах массового скопления людей, например, в аэропорту, есть обычные пункты продаж с кассирами, которые не просто продадут вам билет, но и подскажут, как лучше и быстрее доехать до пункта назначения, где совершить пересадку и т.п.
Турникетов в метро действительно нет, зато перед эскалаторами есть автоматы-компостеры.
Билеты, купленные на станциях U-bahn, нужно обязательно прокомпостировать. Автомат проставит на билете дату, время и название станции метро.
На билетах, купленнх на S-bahn, эта информация печатается сразу при покупке, поэтому их компостировать не нужно.
Если нет турникетов, то возникает резонный вопрос: можно ли пройти в метро без билета? Да, можно. У входа в метро нет ни злобных бабушек-комендантов, ни полицейских, никто вас останавливать не будет. Но в поезде может быть контролер, который в случае отсутствия билета оштрафует вас на 40€. Согласитесь, сумма существенная, поэтому граждане в основном ведут себя сознательно. Сама я пока с контролерами не сталкивалась, но слышала от других, что они бывают довольно часто.
4. Экономия электричества
Германия, в отличие от России, небогата нефтяными и газовыми месторождениями, поэтому немцы научились экономить энергию везде, где это возможно. Как это проявляется в метро? В первую очередь, меня удивили эскалаторы с реверсивным движением.
Эскалатор автоматически останавливается, если в течение определенного времени на нем нет людей. В каком направлении он начнет двигаться, зависит от того, с какой стороны к нему подойдет первый человек. Например, вы выходите из метро, вам нужно подняться на улицу, подходите к недвижущемуся эскалатору, датчик получает информацию, что подошел человек, и эскалатор начинает двигаться на подъем, то есть наверх. Есть эскалаторы, которые могут двигаться только в одном направлении, но они тоже не будут работать вхолостую, т.е. останавливаются, если нет пассажиров.
Второй пункт экономии - ручное управление открытием дверей. Я видела 2 типа дверей на вагонах метро: 1. С металлическими ручками, которые нужно повернуть и дверь откроется. 2. С круглыми зелеными кнопками. Когда поезд полностью останавливается, кнопка начинает мигать зеленым цветом, это служит сигналом для человека, что можно нажимать и открывать дверь. Закрываются двери автоматически.
Обратите внимание, как бабушка сверлит меня взглядом.5. Электронное табло с обратным отсчетом до прибытия поезда
6. С одной и той же платформы можно уехать на разные ветки метро
Это, пожалуй, самое удивительное и непривычное. Мы в Москве привыкли, что пересадка на другую ветку - это обязательно переход (порой очень утомительный и долгий) на другую платформу по эскалаторам, лестницам и коридорам. В Мюнхене по одному и тому же рельсовому пути могут ходить разные ветки метро. Здесь, чтобы граждане не запутались, в какой поезд им садиться, на помощь приходят те самые электронные табло, о которых я писала выше. На них отображается информация: ветка метро, например U2, направление, как правило, название конечной станции (как и в Москве), количество минут до прибытия поезда.
7. Расстояние между станциями
Расстояния небольшие, но самих станций больше, чем в московском метро, несмотря на то, что площать Мюнхена в разы меньше. Если до пункта назначения 2-3 остановки, то я предпочитаю пройтись пешком. Еще стоит отметить, что поезда двигаются медленнее, чем в Москве, и тише: можно общаться с собеседником, не напрягая голосовые связки.
8. График движения поездов
Временные интервалы движения поездов, на мой взгляд больше, чем в столице моей родины. А в выходные время ожидания может достигать 20 минут. Но этот недостаток компенсируется строгим следованием графику движения. Есть специальные мобильные приложения, которые показывают графики движения поездов, в онлайн режиме отображают оставшееся время до прибытия поезда. Можно посмотреть, во сколько прибывает ближайший поезд и подойти в метро именно к этому времени, избавив себя от ожидания на платформе. Я пользуюсь google.maps. Так это выглядит в веб версии:
А так в мобильной.9. Стоимость билета
Ездить на общественном транспорте в Мюнхене дорого. Стоимость поездки в метро внутри одной зоны - 2,60€, если пересчитать по усредненному курсу в 50 рублей, то получается 130 рублей. Согласитесь, накладно. Конечно, есть различные скидки на групповые поездки (см. пункт № 10), есть проездные билеты на месяц или на неделю, но, в общем и целом, стоимость проезда гораздо выше, чем в Москве. Поэтому люди предпочитают передвигаться на своем транспорте, и велосипед здесь в почете.
10. Сложная система тарифов
Даже если покупаешь билет в автомате с русским меню, с первого раза не так легко разобраться, какой билет нужно выбрать именно в твоем случае. Кроме того, Мюнхен разбит на 4 транспортные зоны, и стоимость поездки в рамках одного тарифа варьируется в зависимости от количества пересекаемых зон. Перечислю самые основные тарифы внутри одной зоны, чтобы стало понятно, как их много.
1. Die Einzelfahrkarte - Разовая поездка.
Наличными 2,60€
Картой 2,50€
Детский билет
Наличными 1,30 €
Картой 1,25 €
2. Die Kurzstrecke - короткая поездака до 2-х станций метро.
Наличными 1,30 €
Картой 1,25 €
3. Die Streifenkarte - Полоска отрывных билетов. В зависимости от дальности поездки, от возраста и социального статуса людей, которые по этим билетам поедут, зависит сколько полосок нужно оторвать. Всего их 10. Номинал одной полоски 1,25 €. Например, если нужно добраться до места в пределах одной зоны одному взрослому человеку, то нужно оторвать 2 полоски, а для ребенка - 1 полоску.
4. Die Single-Tageskarte - дневная карта для одного человека. Дает возможность одному человеку совершать неограниченное число поездок с момента покупки до 6 утра следующего дня. Стоимость 6,00 €. Дневная карта на 3 дня стоит 15,00 €.
5. Die Partner-Tageskarte - Дневная карта для группы людей до 5 человек, включая детей. Стоимость 11,20 €.
6. Die CityTourCard - дает право в течение дня (или нескольких дней) воспользователься всеми видами городского транспорта, а также предоставляет скидку на более, чем 70 туристических достопримечательностей Мюнхена и его окрестностей. Стоимость за 1 день 10,90 €.
Еще есть das Airport-City-Day-Ticket,Fahrrad-Tageskarte, и еще множество тарифов для поездок в пригород Мюнхена.
Чуть не забыла еще одно существенное отличие! Не буду его выделять в отдельный пункт, чтобы не нарушать красивое круглое число 10: в мюнхенском метро есть сотовая связь и интернет.
Ну, вот, пожалуй, и все. Есть много положительных сторон, кое-что не нравится (цена!), но больше всего мне не хватает той индивидуальности в архитектурном оформлении, которой отличается практически каждая станция московского метро.
ну а как насчет нахмуренных лиц в метро? есть ли там такие?
ОтветитьУдалитьЛиля, думаю такие люди есть везде, но здесь мне это в глаза не бросается, как было в Москве.
УдалитьВерочка, ну очень интересно все рассказала! Познавательная такая экскурсия))
ОтветитьУдалитьМаша, спасибо. Рада, что интересно не только мне :)
УдалитьВера, если будет возможность, то покажи полоску отрывных билетов (Die Streifenkarte). Интересно : )
ОтветитьУдалитьМиша, будет сделано! Правда я очень редко езжу на метро. Пока. Но со временем постараюсь исполнить твою просьбу :)
УдалитьМиша, добавила фото Die Streifenkarte :)
УдалитьСпасибо, Вер )
Удалить